Северо-Русская Епархия РПЦЗ (rocor_spb) wrote,
Северо-Русская Епархия РПЦЗ
rocor_spb

Краткие мысли о политике, «акефалии», войне

«Во взаимных отношениях друг с другом все Епископы, как братья, руководятся лишь братской любовью и тем единомыслием, которое, само собою, естественно должно вытекать из их принадлежности к Единой Кафолической Церкви и обуславливаться общностью их стремлений и интересов. В этой братской любви и единомыслии Епископов объединяет одно общее стремление – ревность о славе Божией и о спасении душ.

К этому и только к этому должны быть направлены их интересы, вся их деятельность, все проходимое ими служение!

Ибо это их высокое служение, с которым ничто в мире не может сравниться, по величию и значению, есть «дело служения – к совершению святых, в созидание Тела Христова, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Ефесян. 4, 12-13).

Не может быть в истинной Церкви – Церкви Кафолической – более уродливого и нетерпимого явления, как Епископ, имеющий какие-либо интересы, а потому занимающийся чем-то другим, какими-то иными, посторонними, чисто-мiрскими делами, к славе Божией и делу спасения душ прямого отношения не имеющими, как например, политической деятельностью (всегда людей разъединяющей и озлобляющей, но не примиряющей и объединяющей)»...

(Архиепископ Аверкий (Таушев), «Истинное Православие и современный мiр», Джорданвилль, 1971 г., стр. 212-213).

«В основе канонического церковного управления лежит принцип соборности: Церковью управляет Собор Епископов – ни одна епархия не может существовать и управляться сама по себе (см. 34-е правило Св. Апостолов)» (Там же, стр. 258).

В своей книге «Церковь и Ее учение в жизни» (том I, стр. 199) протопресв. Георгий Граббе приводит слова Св. Патриарха Тихона о внесоборных, незаконных попытках дробления Церкви и присвоения себе церковной автономии или так называемой «акефалии»: «Каждое такое дробление, раз оно происходит не по инициативе и без согласия Церкви-Матери, всегда вызывает большее или меньшее потрясение или соблазн», и вносит «не успокоение, а еще большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Церкви», а посему, по причине своей незаконности, не может быть принято «русским православным народом». Далее приводится условие, при котором допустимо дробление: «Воля самой разделяемой Церкви, выражающаяся в желании отделяющейся части получить самостоятельность и в согласии Церкви-Матери на такое отделение». После чего протопресв. Георгий поясняет, «что такая воля разделяемой Церкви должна быть высказана СОБОРОМ ее иерархов» (сс. 207-208).

«Ведь нельзя же признать, что иерархи, объединившиеся на основании этого Постановления (за № 362 от 1920 г. – ред.), могут по своему желанию то входить в образованное объединение, то выходить из него. Раз образованное Управление должно для каждого, однажды ему подчинившегося, служить безспорной властью. Что такова была и мысль законодателя, несомненно: ведь основная идея Постановления заключается именно в том, чтобы оторванные епархии объединялись возможно шире для общей церковной жизни и чтобы епархиальные Архиереи не оставались единоличными и безконтрольными, со стороны своих собратий, их руководителями. Каждый Архиерей, входящий в объединение епархий (области) на основании Постановления 20 года, несет на себе по отношению к объединению (и в частности в том, что касается его целости) все те обязанности, какие лежат на всяком Архиерее по отношению к той Церкви, в состав коей входит его епархия» (там же, стр. 217).

_________________

Св. Прав. Иоанн Кронштадтский:

«Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах отечества, нужна твердая вера в Божественную помощь – а главное, покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, – исправление нравов.

Война вызвана безбожием и безнравственностию русского всесословного мира и войною дается ему горький урок».

Митрополит Филарет Московский (Сочинения, том 5):

«Война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившеюся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих».

Святитель Амвросий Медиоланский в трактате «Об обязанностях священнослужителей» утверждает, что «не воином быть грех, но воинствовать для хищения - беззаконие». Он также призывает проявлять милость к врагам безоружным и покорным, просящим пощады, «ибо сила военная не на зло, не для обиды и своеволия, а для защиты и добра». Таким образом, святитель призывает православных воинов оказывать милость врагам, сдающимся в плен, и мирным жителям, не оказывающим сопротивления. Использование военного времени как повода для грабежа и насилия над мирным населением является грехом и беззаконием.

Преподобный Варсонофий Великий также указывал на несправедливые обиды, нередко причиняемые воинами мирному населению, как на небогоугодное дело: «К нам приходили некоторые, спрашивая о военной службе; мы отвечали им, что в ней бывают и обиды, а обидам Бог не помогает».

Преподобный Исидор Пелусиот пишет в «Послании к воину Исаии», который поддался соблазну использовать имеющееся у него оружие и полученные навыки против мирных граждан своей же страны: «Если, по твоему мнению, острота оружий, шлем и панцирь - надежное средство жить безбедно, предаваясь грабежу и опустошая большие дороги, то знай, что многие, оградив себя еще надежнее, подверглись бедственной смерти, так как силе их не сопутствовала справедливость. Таковы у нас, по Писанию, Орив, Зевей, Салман, Авимелех, Голиаф, Авессалом и подобные им, а у внешних - гекторы, аяксы и выше всех думавшие о своей силе лакедемоняне. Поэтому если хочешь быть не бесполезным воином, то как можно скорее обратись к духовной брани и больше сражайся против своего бесчиния».

А вот что он пишет другому воину, Иоанну: «Прекрати наконец дерзость свою, Иоанн; посмотри на великую и несказанную порочность дел своих. Или, как по праву носящий оружие и законный воин, выходи на ратоборство с варварами, или веди себя в городе как благонравный гражданин и соблюдай благоприличие... Совершаешь ты, как узнал я, нашествия на монашеские хижинки и похищаешь пожатые снопы земледельцев, чтобы присвоить их себе... Смотри, чтобы не испытать тебе какой-либо бури и не потерпеть справедливого отъятия членов, так что и здесь будешь наказан ослеплением, и там приготовлен для огня».

Митрополит Киевский Георгий в сочинении «Стязание с латиною» среди заблуждений римо-католиков упоминает о том, что они позволяют «ходить на войну епископам и священникам и свои руки кровью осквернять, чего Христос не повелел».

Преподобный Исидор Пелусиот пишет в послании к одному отцу, который вознамерился своего сына, имевшего способности к наукам, отправить в армию:

«Иные сказывают, будто бы до того ты обезумел и расстроился в рассудке, что этому отроку, которому Бог дал способность всему обучаться, намереваешься дать в руки оружие и определить его в военную службу, невысоко ценимую, даже презираемую и делающую людей игрушкою смерти. Поэтому, если не вовсе поврежден у тебя рассудок, оставь безрассудное намерение: не гаси светильника, который о том старается, чтобы возгореться на славу; дозволь человеку разумному продолжать занятие науками. А эту честь, или, лучше сказать, это наказание, побереги для других, каких-нибудь бродяг, которым прилично невежество толпы».
Tags: РПЦЗ, Статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments