Северо-Русская Епархия РПЦЗ (rocor_spb) wrote,
Северо-Русская Епархия РПЦЗ
rocor_spb

Толкование блаженного Феофилакта на воскресное Евангелие от Луки Недели 21 по Пятидесятнице

Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа болгарского на воскресное Евангелие от Луки Недели 21 по Пятидесятнице (чтения Недели 20-й); зачало 30, гл. 7, стихи 11-16.

По словам святого святителя Игнатия Брянчанинова «при чтении Евангелистов должно читать и Благовестник, то есть, объяснение Евангелия блаженным Феофилактом, архиепископом болгарским. Чтение Благовестника необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия, и, следовательно, точнейшему исполнению его. Притом правила Церкви требуют, чтоб Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь непроизвольно: руководствуясь в понимании Евангелия объяснением святого Отца, объяснением, принятым и употребляемым Церковью[1], мы сохраним предание Церкви».[2]

11. После сего Iисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
12. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.                
13. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
14. И, подошед, прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань.
15. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Iисус матери его.
16. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк возстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Возвратив здоровье сотникову рабу даже заочно, Господь совершает еще новое чудо. Чтобы кто-нибудь не сказал: что же Он сделал нового над рабом; быть может, раб и не умер бы?  – для этого Господь воскрешает мертвого, которого уже выносили. Не словом только Господь совершает чудо, но и одра касается, – чтобы мы познали, что Тело Его есть Тело жизни. Поскольку Плоть Его была собственной Плотью Слова, животворящего все, поэтому и сама животворит и разрушает смерть и тление. "Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить", чтобы кто-нибудь не подумал, что он воскрешен призрачно. А то, что он сел и начал говорить, было признаком истинного воскресения. Ибо тело без души не может ни сидеть, ни говорить. – Под вдовой можешь разуметь и душу, лишившуюся своего мужа, то есть Слова Божия, всеявшего добрые семена. Сын ее – ум, умерший и выносимый вне города, вышнего Иерусалима, который есть страна живых. Потом Господь, умилосердившись, касается одра. Одр ума – тело. Ибо тело (по-гречески – «сома») есть поистине одр, гроб (по-гречески – «сима», т. е. гробница, памятник); почему некоторые и называли его «сима», то есть гроб.[3] Господь, коснувшись тела, воскрешает ум, делая его юным и отважным. Юноша, то есть ум этот, садится и, воскрешенный из гроба греха, начинает говорить, то есть учить других, потому что, доколе он одержим бывает грехом, он не может учить и говорить. Ибо кто ему поверит?



[1] До революции 1917 г. во всех благоустроенных общежительных монастырях читалось ежедневно на утрени в Благовестнике объяснение дневного Евангелия.
[2] Св. Игнатий «Приношение современному монашеству», гл. 9 «О чтении Евангелия и отеческих писаний», С.-Пб 1905, с. 50.
[3] Здесь блаженный Феофилакт говорит о схожести звучания этих слов на греческом языке, хотя они не являются однокоренными.
Tags: Душеполезное чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments