?

Log in

No account? Create an account
Спас на Крови

rocor_spb


Северо-Русская Епархия РПЦЗ


Проповедь Епископа Виктора
Спас на Крови
rocor_spb


Поздравляю вас, возлюбленные во Христе,  братья и сестры с праздником первоверховных апостолов Петра и Павла!

Град наш именован в честь святого апостола Петра, поэтому для нас это особенный праздник.
Закончился пост, немногие праздники предваряются постом, но вот праздник, хотя он и не является двунадесятым, праздник честных апостолов, предваряется постом. Церковь выделяет, таким образом, чтобы мы обратили внимание именно на этих двух апостолов. Несомненно, они потрудились больше всех, дабы по всему миру разнести весть благую. Господь призвал обоих, судьбы их разные, один был простой рыбак, сын рыбака, не учен, малограмотен. Другой, наоборот, фарисей, именитый гражданин Рима, владеющий мудростью не только Закона Божьего, но и внешней мудростью.

Но мы видим, что Господь нелицеприятно обоих призвал, явил на них свою силу Божию, мы видим, что апостол Петр отрекся в трудный, тяжелый момент, апостол Павел был гонителем, но Господь, дабы явить свою силу, дабы не было ничего человеческого, чтобы никто не мог похвалиться какой-то своей мудростью, или знатностью происхождения, или какими-то подвигами благочестия, о которых он помышляет, что они его как-то возвышают.
Господь избирает немощное, отбирает то, что иногда позором служит, для остальных, и показывает свою силу, делает их Апостолами, делает их ревностными настолько, что они всей своей жизнью показывают, что ничего им не страшно, ничто не может противиться им, потому что с ними Господь. И не только жизнь свою, которая прошла во многих трудностях, во многих искушениях.
Трудно даже перечислить, как вы сегодня слышали, те напасти, какие-то нестроения, которые были в жизни этих Апостолов, и все это они преодолели, с Божьей помощью и не только жизнь свою посвятили, но и смерть их была за Христа, мученическая. Апостол Павел был усечен мечем, как Римский гражданин, а Апостол Петр был казнен, вниз головой, он просил об этом, смирение его было настолько велико, и покаяние, что он счел себя недостойным быть казненным таким же образом, как Учитель его, Спаситель, Господь наш Иисус Христос.
Поэтому будем взирать на этих апостолов, и учиться у них вере, дабы и нам, вместе с ними сказать, что жизнь свою скончали, веру соблюли и тако предстаем перед Господом нашим.
Храни вас Господь!

Аминь.

+ Епископ Виктор

29 июня/12 июля 2015 года
Петроград

Об отступлении митрополита Сергия
Спас на Крови
rocor_spb

Документ из Катакомбной Церкви, переписанный от руки до 1960-го года. По устному преданию катакомбных христиан, это послание мог написать кто-то из трех Митрополитов, находящихся к тому времени еще в живых:
митр.
Пётр (Полянский), митр. Иосиф Петроградский или митр. Кирилл Казанский.

Как должны верующие смотреть на отступление м-та Сергия и относиться к нему.

«Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется ко спасению » (Рим. 10, 10).

«Всякого, – говорит Спаситель, – кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным. А кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10, 32-33; Лук.12, 8-9). Из этих слов Спасителя видно, что от нас требуется не только вера, но и исповедание своей веры пред людьми, невзирая ни на какие страхи и угрозы. Отречение пред человеками, – только пред человеками, хотя в сердце и сохранится вера, есть уже отречение по существу, Спаситель таковым угрожает, что Он отречётся их пред Отцем Небесным, т.е. Он не признает их Своими последователями, Своими учениками. Ибо от нас требуется не только вера в Бога и Его Закон, признание Его, но и любовь к Нему. Такая должна быть наша вера. А не соединённая с любовью к Нему – будет верой мёртвой (Иак. 2, 20-26). Такую веру могут иметь и бесы (19).

Любовь же всегда соединена с некоторым самоотвержением в пользу любимого. А самоотвержение проявляется в испытаниях. Потому, кто исповедует веру пред человеками, т.е. когда приходится доказывать свою веру, свою любовь к Сыну Божию некоторым исповедничеством, только тогда вера является приятной Сыну Человеческому, и за такую только веру Он признает исповедающих Его Своими последователями пред Отцем Небесным. А не решающихся на это исповедничество, отрекшиеся Его пред человеками, у кого не хватает мужества из-за страха пред людьми открыто Его исповедать, или кто слукавит в своей совести, имея в сердце одно, а устами исповедуя другое, допуская хотя бы только устами, а не на деле, нечто другое, чего требует от нас истинная вера в Сына Божия, тот является отреченцем от веры и Сын Божий отвергнется его, не позволит ему называться Своим последователем пред Отцем Небесным.

В нынешний лукавый век многие говорят: «Пусть бы была вера в сердце, нет беды, если мы слукавим на словах». Но Спаситель, как видно из вышеуказанного, говорит нам совершенно иное. К сожалению, такое лукавство совести мы видим в нынешний лукавый век не только у мирян, которым это более простительно, но и у лиц, поставленных во главе церковного управления. Стоящий ныне во главе церковного управления м-т Сергий заявил одному епископу, которому предлагалось покривить в одном случае совестию: «Зачем ставить точки над буквой "i", т.е. зачем допускать точность, можно не договаривать, чтобы потом давать двоякое объяснение сказанным словам; для себя – так, а для других – иначе; если хотите, понимайте и в своём смысле; можете делать из этого свои выгоды, хотя бы противоположные истине». Такая недоговорённасть, допускаемая с целью, чтобы скрыть свой истинный образ мыслей из-за страха или ради соблюдения своих земных выгод – есть отречение от истины, она особенно не допустима в вопросах веры, поэтому св. Отцы на древних Соборах, в борьбе с ересями, особенно старались выработать точность в выражениях, чтобы устранить всякое двусмысленное толкование, которым могли бы прикрыться лукавые люди, чтобы скрыть своё несогласие с истинным учением. Поэтому мы видим в церкви безконечные споры о терминах. Наоборот, свойство ересей и уклонения от истины недоговорённость и неточность в терминологии, чтобы иметь возможность укрываться с своей ложью за этой неточностью. Такова же политика м-та Сергия. Все его последние действия и распоряжения именно без точек над буквой «i». Такова его декларация, изданная в 1927 году, таково введённое им поминовение власти в церкви, таково его интервью, напечатанное в 1929 г. Все эти документы, как его действия и распоряжения своей недоговорённостью, своим явным уклоном к извращению истины, вызывают сомнение в правильности той линии, какую он ведёт в церковной политике, чтобы истинные чада церкви могли без колебания следовать за ним. Большинство верующих, считая м-та Сергия законным канонически преемником М-та Петра, не решается отделиться от общения с ним, но это происходит только потому, что не все верующие могут разобраться в данном случае как должны поступать в отношении его, чувствуя сердцем неправоту его действий, они не могут обосновать своё отклонение от него тем более, что он своим хитроумием в своих документах, которые содержат в себе явно отступление от истины, навёл столько туману, что их нужно сначала расшифровать, чтобы увидеть в них извращение истины.

Чтобы отделиться от общения с главою Церкви, по 15-му пр. Двукратного Собора, надо обличить его в ереси. Многие, хотя и видят в указанных документах уклонение, извращение истины, тем не менее, не отделяются от него, извиняя его тем, что они изданы по принуждению и под страхом, и есть своего рода, уступка духу времени, чтобы этой ценой сохранить свободное существование церкви, но так ли это? Можно ли здесь допустить извинение? Мученики древней Церкви стояли тоже пред дилеммой: или сохранить истину и быть замученными за Веру, или покривить своей совестию и сохранить жизнь. Они предпочли первое и Церковь их за это прославляет, а отступивших от истины из-за страха – осуждает, не допуская им никакого извинения. Для многих из них тоже предстоял часто такой соблазн: «Мы, - говорили мучители, - не требуем от вас прямого отречения от веры, а только покажите вид, что вы согласны принести фимиам идолу и вы будете свободны». Но они и этого не делали, боясь даже намёком отступить от Веры. Церковь очень строга в этом отношении, она не допускает отречения даже двусмысленного, которое имело бы в себе намёк отречения только по недоговорённости. Так она осудила либеллатиков, получивших за деньги записки, что они принесли жертвы, хотя они на деле этого не совершали. Она осудила унию, которая не содержала в себе отречения от православия, а только допустила подчинение папе. Можно бы указать и другие примеры, но пока остановимся на этом,

М-т Сергий своими уступками, своими документами, в коих он разными двусмысленными выражениями признал законность большевизма, отстоял своё положение; он доселе управляет церковью. Он сохранил административный аппарат церковного управления, но стоило ли из-за этого жертвовать истиной? Не похоже ли это на продажу первородства за чечевичную похлёбку? Церковное управление, административный аппарат Церкви есть дело внешней организации Церкви, которое в деле веры не играет существенной роли.

Глава Церкви – Христос, та сила, которая её оживляет, связывает; руководит Дух Святой. Вот нерушимая организация, которой не смогут поколебать силы ада. Епископ в церковной жизни настолько полномочная единица, что для разрешения церковных вопросов вполне достаточно его полномочий. Церковь первых веков не имела той организации, - настоящего аппарата для управления. Каждая область, каждый город были, имея епископов, самодовлеющими единицами, тем не менее, церкви были живым теплом и жизнью, несмотря на отсутствие внешней организации, жизнь била в ней ключём. Так что ради сохранения истины, в крайней нужде, можно было и пожертвовать этим аппаратом, от этого жизнь Церкви мало бы пострадала, ибо не главный нерв ея жизни. Истина - вот то основное начало, с повреждением которого наступает смерть в жизни Церкви. Поэтому все мы, каждый в отдельности, а в особенности – епископы, призваны главным образом хранить истину во всей ея чистоте. Как Церковь, так и каждый член Церкви; отпавшие от истины, не могут быть живыми и умирают.

Многие из сторонников м-та Сергия согласны в том, что он своими уступками сохранил внешний аппарат церковного управления, склонны видеть особенную его заслугу, даже называют его спасителем Церкви. Какое глубокое заблуждение! Спаситель Церкви есть только Христос . Никто из людей ни погубить, ни спасти Церковь не может; как никто не может дать жизни организму человеческого тела, так никто не может и Церковь оживить, если в ней не будет живых сил ея - Христа и Духа Святаго. А они, отступившие от Церкви, когда в ней будет повреждена истина, этот основной нерв ея; и тогда Церковь поместная (а разумеется, не Вселенская), не будет уже живой, но церковью мёртвой, в которой останется только один остов без жизни. Именно м-т Сергий лишил церковь жизни, повредив истину. Не Церковь вообще, а только ту часть ея, которая последовала за ним в его отступлениях от истины. Церковь же вообще не может погибнуть, она вечно будет существовать на земле и врата ада её не одолеют.

В чём же выражается отступление от истины м-та Сергия и его последователей? В своей борьбе против старого мировоззрения, основанного на вере в Бога, большевизм всё время стремится привлечь на свою сторону все силы, а также и Церковь, чтобы она своим одобрением, или же хотя не осуждением его идеологии, могла расположить к признанию этой идеологии.

Церковь – столп и утверждение истины, а где она повреждена, там и Церкви нет, а лишь сборище лукавнующих. И со стороны верующих, которых на земле ещё очень много, прямого одобрения мировоззрения со стороны Церкви ожидать невозможно, это было бы самоуничтожением Церкви, то большевизм старается привлечь её к этому, хотя косвенно; Церковь всегда относилась к большевизму отрицательно не только, как началу, построенному на чисто материалистических принципах, стремящемуся ниспровергнуть религию и своим учением социализма стать на её место, но она относится отрицательно и к самим проблемам социалистического переустройства мира путём революции и насилия.. Поэтому, например, мы видим в нашей русской Церкви осуждение и анафематствование бунтов Стеньки Разина и Пугачёва. Привлечь Церковь и верующих открыто на свою сторону для большевизма почти невозможно. Вот тут-то изобретаются такие средства, которые, как будто бы, не затрагивая вопросов религиозных, имеют ввиду только внешнюю сторону переустройства жизни ея, бытовые и социальные стороны. Конечно, за этими стремлениями большевизма приходится усматривать ещё другие силы, силы врага рода человеческого, которые путём обмана, тонких сетей хитросплетения, стремятся незаметно свести Церковь и верующих с пути истины и запутать её в сети лжи, что им путём обмана, путём стеснения отчасти и удаётся.

Первые подобные уклонения от истины мы видим в обновлении и григорианстве, – этих направлениях, возникших в Русской Церкви с приходом к нам большевизма и всецело под его влиянием и покровительством. В этих церковных течениях мы видим, что в программу их вводится и такой пункт: признание законности и справедливости социальной революции, – пункт, по-видимому, не касается религиозной стороны, но мы говорим, что и в этой форме он не приемлем для Церкви, и за это, как мы видели из истории Русской Церкви, были преданы анафеме С. Разин и Пугачёв. Значит и в этом виде, не принявших его, налагается церковное отлучение, но в нём, если рассмотреть его поглубже, можно усмотреть и чисто религиозную сторону. Церковь вообще осуждает насилие, но социальная революция без насилия и переворотов не совершается. Отсюда она, чтобы оправдать себя и развязать себе руки, должна не только порвать с Церковью, но ещё выработать такое мировоззрение, которое было бы совершенно противоположно старому религиозному мировоззрению, уничтожая его, создать основу для нового миропонимания. Оно действительно и создаёт его. В основе этого нового мировоззрения лежит богоборчество, пересоздание мирового порядка, уничтожение Богоустановленных Законов, создание своих. Если вера в Бога имеет целью приведение нас в Царство Божие, которое есть правда, и радость о Дусе Святе, то социализм приносит нам правду, основанную на требовании жизни по плоти, мир для одних, для одного класса, и страдания – для другого, радость плотских греховных наслаждений: отсюда разрушение всех прежних нравственных устоев, как личной, семейной, так и общественной жизни. Если раньше правда, мир и радость созидались принципами взаимной любви, то теперь проповедуется жгучая ненависть и зависть. Вот тот фундамент, на который встала социальная революция, без этого фундамента она не мыслима, не может быть принята человеческим сознанием. Поэтому, признавая законной и справедливой социальную революцию, церковные течения обновленчества и григорианства тем самым признают и этот фундамент ея мировоззрения, и тем самым отрекаются от Христианства, они уже не Церковь Христова, а церковь лукавнующих, подлежат извержению из тела Церкви.

Церковь православная при Патриархе, несмотря на все попытки со стороны большевизма увлечь её тоже на этот путь отступления от истины, оканчивались неудачею. Если не считать таким предсмертное завещание Патр. Тихона, которое содержит в себе те же мысли, что и указанные выше церковные течения обновленчества и григорианства. Но так как оно подписано рукою умирающаго Патриарха, может быть даже в безсознательном состоянии, то оно не имело в жизни никакого значения; так же неудачной была эта попытка и при м-те Петре. За что он доселе томится в ссылке. Только, начиная с момента вступления в управление Церковью м-та Сергия, эти попытки начинают увенчиваться успехами. Первым таким документом, в котором признаётся законность большевистского мировоззрения, является декларация м-та Сергия в 1927 г. Здесь выражением: «ваши радости - радости большевизма, являются нашими радостями». М-т Сергий заявляет это как бы от лица Церкви, управляемой им. Как бы ни толковали это выражение декларации защитники м-та Сергия, отступления от истины никуда не скроешь.

Что общего у Церкви с большевизмом? Какие у них могут быть общие радости с большевизмом? Радость в уничтожении веры, в разрушении храмов, в осквернении святынь и т.п.? Для верующего всё это не только не является радостию, а наоборот – великой скорбью. Конечно, защитники м-та Сергия скажут, что мы слишком строги в данном случае и придаём слишком большое значение словам, м-т Сергий не хотел того сказать. Да, я уверен, что м-т Сергий не разделяет большевистских взглядов в отношении веры, но ведь каждый от слов своих осудится. Сердцем веруется в правду и устами исповедуется во спасение (Рим. 10, 10). Лицу, стоящему во главе Церкви, не прилично говорить одно, а в мыслях держать другое, тем более делать это от имени Церкви. Слова его являются соблазном для малых сих, они своим одобрением большевизма толкают их на тот же путь безразличного отношения к словесному отречению от веры, а может быть явному сочувствию большевистскому мировоззрению. Как уже раскрыто выше, никто не оправдается тем, что это отречение только на словах, а не на деле. Словами : "Кто отречётся от Меня пред человеками, от того отрекусь и Я пред Отцем Моим Небесным", – Спаситель закрыл нам все пути к оправданию, и что Он словесное отречение считает совершенным отречением, и такого не считает уже Своим учеником, Своим последователем; следовательно – извергнутым из Его Церкви. Пусть не стараются оправдываться сторонники м-та Сергия и тем, что выражение декларации: "ваши радости – наши радости" – не относятся к идеологии большевизма, а к радостям нашего отечества, которое у нас общее с большевизмом, и радости которого, его процветание и мощь, должны быть и радостями верующих. Но так ли это? Что значит "процветание отечества" русского, управляемого большевизмом, как не усиление и укрепление тех же идей безбожия и вражды к Церкви, ея уничтожение? Что мы и наблюдаем. Что с укреплением большевистской власти существование Церкви становится почти невозможным, и как бы ни толковали это выражение декларации, оно есть отречение от веры. Можно ли истинно верующему разделять эти мысли, выраженные в декларации? Дальнейшим этапом, и в то же время, прямым следствием декларации, вытекающим из нея логически и тем подтверждающим, что декларация есть отречение от веры, есть признание большевистского мирововоззрения, является введённое м-том Сергием в Церкви поминовение власти. И у обновленчества, и григорианства поминовение власти уже давно введено за Богослужением, как прямой результат признания ими большевизма, законности и справедливости социальной революции. Молитва Церкви совершается о утверждении и развитии чего-либо, что она считает своим идеалом; или же о прекращении того, что она считает злом. Поэтому, молясь о власти, она или признаёт, что она в своих стремлениях является по существу доброй и потому заслуживает молитвы, дабы она укреплялась, как начало способствующей развитию добра, или же, если не признаёт её доброй, должна молиться о прекращении ея влияния, или обращения ея в сторону истины и добра. Это в формуле поминовения должно быть выражено ясно, чтобы не ввести верующих в заблуждение и соблазн. К сожалению, формула поминовения м-том Сергием заимствована у обновленчества или у григорианства, как раз этой точности и определённости в себе не содержит, формула эта выражена так : "еще молимся о стране нашей и властех ея, да тихое безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте". Эту формулу можно понимать и так, и эдак, как она введена по требованию власти, то, конечно, она есть стремление показать пред ними сочувствие к ним и их признание, иначе она была бы отвергнута властию, как её дискредитирующая. Следовательно, эту молитву о власти можно признать молитвой положительной, т.е. молитвой о том, что Церковь одобряет и считает по существу добрым. Но тогда она одобряет большевизм и его идеологию, а, следовательно, отрекается от своей, ибо та и другая друг другу противоположны. Что именно поминовение – есть одобрение, а не отвержение большевизма – это само собой ясно, потому что есть следствие декларации, которая в сущности является документом признания Церковью большевизма. Но так как совесть издавших декларацию и введших поминовение власти в Церкви не мирится с положительной молитвой о ней, как начале отрицательном, то для себя и для верующих оставляется лазейка, что они молятся о прекращении зла, когда добавляют: "да тихое безмолвное житие поживём во всяком благочестии и чистоте". Но уже мы говорили, что такие недомолвки недопустимы в Церкви. Церковь свята и нет в ней никакой погрешности. Риза ея должна быть чистой, кристальной. Между тем двусмысленность, сознательно допускаемая – есть обман и ложь, что Церкви не свойственно. Это налагает пятно на ея светлость. Конечно, это пятно ложится не на Церковь, которая не допускает никакой лжи, даже её запрещает, хотя бы она была только недоговорённостию. Это ясно из приведённых выше слов Спасителя об отречении от Него пред человеками, на лиц, допускающих такую ложь. И они, чтобы не осквернить тела Церкви, должны быть из Нея, если не покаются, извергнуты. В то же время такая двусмысленность, как видно из тех же слов Спасителя об отречении пред человеками, не спасёт, изрекших ея, от осуждения за отречение. Итак, в поминовении м-т Сергий допустил второй акт отречения от истины, ибо оно по существу есть одобрение большевизма. Но ведь есть апостольская заповедь о молитве за власть: "…прошу совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу" (1 Тим. 2, 1-3). Здесь имеется ввиду молитва о личностях, о царе и всех начальствующих, которые могут измениться в своём нравственном состоянии, поэтому у нас в Церкви раньше было введено поименное поминовение царей, а не вообще, молясь о власти. В поминовении же м-та Сергия лица не упоминаются, а взят только принцип о властях. Но принцип и идеология власти большевизма – безбожны, богоборческие, всегда неизменные в нравственном отношении, то, конечно, молиться за них нельзя. Церковь молилась и о языческих императорах; но как она молилась? Из формулы апостольской "да тихое и безмолвное житие поживём во всяком благочестии и чистоте" видно, что она молилась о их обращении, дабы прекратилось гонение на Церковь, что именно такой была древняя молитва о языческих императорах, видно из некоторых древних помянников. Так, такая молитва или формула молитвы об обращении приводится у св. мученика Иустина Философа; такая же формула, говорят, сохранилась в древнем списке литургии у магабаратских христиан в Индии. В этом смысле, если бы Церковь молилась о лицах, стоящих во главе современной власти, то для Церкви не было бы ничего предосудительного. Но так как Патр. Тихон большевиков (советскую власть) предал анафеме, то очевидно и такая молитва, молитва о их обращении, в Церкви невозможна. Так что м-т Сергий, введши поминовение властей в Церкви, погрешил догматически.

Можно ли молиться за большевистскую власть, это хорошо раскрыто у проф. Муратова в "Богословском Вестнике", кажется, за 1911 г., хотя тогда большевиков у власти не было ещё, но ему пришлось высказать это по поводу одного магистерского сочинения об Антихристе, где затронут был вопрос: можно ли молиться за Антихриста, и так как существо власти современной и Антихриста – одно и тоже. Но то или иное решение этого вопроса об Антихристе приложимо и к современной власти.

Профессор Муратов доказывает, что Церковь молиться за Антихриста, хотя он и будет стоять во главе власти государственной, не может, хотя по словам Апостола, – говорит Муратов, – нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13, 1). На этом основании всякая власть, даже языческая, есть Божие установление, и потому за каждую власть можно молиться, но только, – говорит он, – не об Антихристе. Власть Антихриста не будет Божиим установлением, ибо она по существу будет богоборческой, стремящейся ниспровергнуть Богоустановленный мiропорядок и поставить на его место – свой. Поэтому это скорее – анархия, чем власть. Если мы называем её властью, то только потому, что не имеем другого соответствующаго термина для ея названия, а поэтому Церковь, – говорит он, – за него молиться не может.

Мы молимся за языческую власть, потому что в сущности она принципов Божества и Его Законов не отрицает, но лишь имеет об этом неправильное представление. А по существу она стремится поддерживать Богоустановленные Законы. Но не такова власть Антихриста, он будет сознательно вести борьбу против Бога, и поэтому молиться за неё нельзя. То же приложимо и к современной власти, так что защитникам поминовения, из всего сказанного, нельзя оправдать себя и ссылками на св. Писание, и на древний обычай Церкви молиться за языческих императоров.

Как относятся к такой молитве об отступниках св. Отцы, видно из следующего примера. Проф. Лопухин в биографии Златоуста рассказывает следующее: "Император Аркадий, освободившись , наконец, от невыносимой тирании своей злонравной супруги, хотел найти себе облегчение от сердечной туги в молитвах пустынников, но когда он обратился с просьбой помолиться за него к знаменитому Синайскому отшельнику Нилу, то отшельник с истинною твёрдостию и дерзновением древних пророков отписал ему: "По какому праву желаешь ты, чтобы царствующий град избавлен был от опустошающих его землетрясений, когда в нём совершаются такие преступления; нечестие с неслыханною наглостию возводится в закон и когда из него изгнан столп Церкви, светило истины, труба Христова, блаженный епископ Иоанн (Златоуст)? Как можешь ты желать, чтобы я согласился молиться об этом злосчастном городе, потрясенным всесокрушающим гневом небес, когда я изнывал от скорби, потрясён духом, когда моё сердце разрывается от злодеяний, совершённых на твоих глазах против всех законов?"

И отказался от молитвы за город и за царя только потому, что в нём были допущены такие вопиющие беззакония; то что говорить о современном положении? А вот ещё пример, как древние Отцы относились к такого рода явлениям: "Папа Иннокентий, узнав о подробностях дела изгнания Златоуста, писал Аркадию: "Кровь брата моего Иоанна вопиет к Богу на тебя, царь, как в древности кровь Авеля праведного вопияла на братоубийцу Каина и она будет отомщена потому, что ты во время мира воздвиг гонения на Церковь Божию, изгнал ея истинного пастыря, изгнав вместе с тем и Христа, а стадо вручил не пастырям, а наёмникам".

Если такие действия православного императора изгоняют из Церкви Христа, то что говорить о действиях м-та Сергия?

Третьим актом отречения от веры в действиях м-та Сергия является напечатанное им в 1929 г. интервью. В нём он говорит, что у нас нет гонения на Церковь, а пастыри и верующие, подвергнутые арестам и ссылкам, страдают за свои политические преступления. Этим м-т Сергий становится на точку зрения большевизма, по которой вера является именно политическим преступлением, такой взгляд, понятный в устах большевиков, для которых вера является одним из главных препятствий к распространению их идей безбожия. В устах м-та Сергия такие слова есть отречение от веры, отречение от мучеников. После всего этого можно ли оправдать действия м-та Сергия и считать управление им Церковью каноническим? Можно ли иметь общение с ним? Он сам принял власть в каноническом отношении по законному преемству, но этого мало. Чтобы быть в общении с ним, нужно чтобы и его действия были каноническими; а как видно из приведённых выше документов и его распоряжений, они таковыми не являются. Многие указывают на 15 пр. Двукратного Собора, запрещающего отделяться от главы Церкви до Собора кроме вины впадения его в ересь, но указанные факты его отречения от веры несомненно больше, чем ересь.

Ересь – извращение истины, а в указанных фактах есть отвержение и отречение от неё. Этот последний грех несравненно больше и даёт больше прав на отделение от общения с м-том Сергием. Грех большевизма – есть грех ипостаси. Грех восстания на Бога – грех чисто сатанинский. М-т Сергий своими документами о признании большевизма стал участником этого греха, и если он не осознает его и не покается, то должен быть извержен из Церкви. Это право, конечно, принадлежит Собору. Мы, каждый в отдельности, не можем это сделать, но чтобы не сделаться сообщником его греха, следуя его распоряжениям, мы, как к средству защиты чистоты своей веры, можем вполне на законных основаниях прибегнуть к отделению от него, хотя бы на основании того же 15 пр. Двукратного Собора. Тем более это мы должны сделать потому, что м-т Сергий, не ограничиваясь тем, что сам впал в указанный грех ипостаси, насильственно вынуждает к тому и своих последователей, налагая на несогласных с ним репрессивные меры, как то: запрещение управления епархиями епископам, не желающим проводить в жизнь его распоряжения о поминовении: отлучение от Церкви, запрещение допускать несогласных к причащению Св. Таин, запрещение отпевать их. Так недавно умер в Твери еп. Платон, он был отпет на дому двумя священниками, и местный еп. Фаддей ограничился служением заглазно литии. Это, по объяснению ар. Гурия, произошло, очевидно, потому, что еп. Платон был оппозиционером, так что, пребывая в общении с ним и мы можем отпасть от Церкви потому, что он насильственно вынуждает к тому и своих последователей.

6 июля 1937 г.

__________________________________________________________________________

Справка: М-т Петр (Полянский) расстрелян 10 окт.1937 г.
М-т Иосиф Петроградский расстрелян 20 окт. 1937 г.
М-т Кирилл Казанский расстрелян 20 нояб. 1937 г.

Просим молитв
Спас на Крови
rocor_spb
Просим святых молитв за иеромонаха Николая (Мамаева) и верных чад нашей РПЦЗ в Кенигсберге. В ближайшее время дом, где проживает батюшка и домовой храм, оборудованный в гараже,будут снесены по решению местной администрации. Делается это в рамках программы по застройке района.

Таким образом, священник и община рискуют оказаться на улице. Ситуацию усугубляет тяжелая болезнь (хронический панкреатит) отца Николая.

Если вы желаете поддержать отца Николая и верных нашей Церкви, то можете связаться с ним по электронной почте - rusalkasar@gmail.com

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Современность в свете слова Божия»
Спас на Крови
rocor_spb
О России, русскости, русском народе, часть 2-я

Архиепископ Аверкий (Таушев), «Современность в свете слова Божия»:

«Но все ли русские люди знают, что во вторую Неделю по Пятидесятнице совершается праздник в честь всех святых, прославившихся святостью своей жизни на Русской земле? Все ли русские люди надлежащим образом чтут и чествуют этот знаменательный день – наш русский праздник?

Каждому народу свойственно чтить память своих национальных героев: государственных вождей, военачальников, писателей, художников, ученых, изследователей и изобретателей и т. д. В эмиграции, в свое время, был установлен праздник Русской культуры, приуроченный ко дню рождения А. С. Пушкина. Все это хорошо и весьма похвально. Но совсем не хорошо и очень не похвально, чрезмерно увлекаясь только земным, забывать о гораздо более важном и высоком – о небесном. Все земное преходяще и имеет лишь временное значение, а небесное – вечно, и слава его неувядаема.

Неразумно поэтому, чествуя наших земных вождей и национальных героев, забывать о тех духовных светилах, духовных вождях нашего народа, которые, будучи прославлены Самим Богом за святость своей жизни, сделались теперь нашими небесными молитвенниками и заступниками перед престолом Божиим. К ним должны быть обращены наши сердца и умы, в первую очередь, и их святой жизненный путь должен служить нам примером подражания. Пред их дивным духовным обликом должны мы склоняться с благоговейным трепетом, и их святые молитвы должны мы, елико возможно чаще, призывать себе на помощь, – а особенно, конечно, в делах всенародных, имеющих общее значение и преследующих благо народа.

Каждый народ имеет нечто особое, что служит предметом его «национальной гордости», чем он может похвалиться перед другими. «Гордость – не христианское качество», как выразился в свое время приснопамятный московский митрополит Филарет. Но мы можем сказать, что наша национальная честь, наша национальная похвала, радость и утешение – это все святые, в земле Русской просиявшие.

...Какой отсюда следует вывод?

А вот какой! Все мы, русские люди, должны быть достойны наших святых предков – этих великих угодников Божиих, облагоухавших святостью всю русскую землю так, что она получила не лишенного самого глубокого смысла трогательное наименование – «Святая Русь».

...Ведь это наименование отнюдь не значит, что на Руси все были святые, что не было людей грешных.

Это значит только то, что высшим идеалом для русского человека был всегда идеал святости и, как бы иной раз ни падал низко русский человек, он все же сознавал глубину своего греховного падения, понимал, что он грешит, и нередко поражал потом всех необычайной силой своего искреннего покаяния...

Истинный отец и родоначальник всей русской культуры, это – св. Равноапостольный князь Владимир; духовные вожди культурного просвещения Киевской Руси, это – основатели Киево-Печерской лавры преп. Антоний и Феодосий; строители русского государства, это – св. благов. Князья, исповедники и борцы за веру Православную; основоположники духовной мощи, культурного и государственно-правового расцвета Московской Руси, это – «игумен земли Русской» преп. Сергий Радонежский и «митрополиты всея России» и чудотворцы Московские святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, священномученик Святейший Патриарх Гермоген. Распространители духовного просвещения и подлинно-культурной жизни на окраинах Руси среди безчисленных инородцев, разсеянных по всем пределам Русской земли и погрязавших во тьме идолослужения, это – свят. Стефан Пермский, Иннокентий Иркутский и иноки преподобные – Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий и Герман Валаамские, и многие другие, имже несть числа, «именитии и безъименнии, явленнии и неявленнии».

Невозможно исчислить всех этих героев духа. Но одно надо знать и помнить: святой долг каждого русского человека, желающего не на словах, а на деле быть подлинно-русским – познакомиться с жизнью и подвигами своих святых соплеменников и брать их примером для себя, как в своей личной, так и в общественной и государственной жизни. Без этого – нечего думать и говорить о возстановлении настоящей национальной России, о возрождении русского народа.

Когда-то вся Русь благоухала святостью, и пока верен был русский человек заветам святых своих предков, росла и процветала, ширилась, укреплялась и благоденствовала Русская земля на зависть и удивление соседям. Отрекся русский человек от своего святого имени, от своего святого призвания – и постигло Русскую землю величайшее кровавое бедствие – голод, холод, нищета и пролитие крови многих миллионов русских людей, слезы и сверхчеловеческие страдания их.

Не будем удивляться и соблазняться, почему именно Русскую землю постигло такое страшное, мучительное испытание. Святая Русь, как мощный оплот единой истинной, единой спасающей святой православной веры, была особенно ненавистна диаволу. Он и устремился на нее со всею своею лютою ненавистью, напряг все свои силы, чтобы ее уничтожить, стереть с лица земли. Вспомним, что ведь завистью диаволею Сын Божий Единородный был пригвожден ко кресту. Эта же зависть диаволя разрушила и Святую Русь.

«Западом и наказывал и накажет нас Господь», – предрекал еще во второй половине прошлого столетия наш отечественный богослов, подвижник и прозорливец святитель Феофан, Вышенский Затворник.

С Запада и пришла к нам, как некое моровое поветрие, эта страшная духовная зараза, которая весьма упорной систематически-проводимой работой постепенно, шаг за шагом разложила все истинно-доброе и святое, что было в русском народе, вызвав эту ужасную кровавую катастрофу и уничтожив даже самое имя Руси. Вера в Бога, послушание Закону Божию и установлениям Церкви, христианское самоотречение, милосердие и смирение, духовная воспитанность и целомудрие – все это было высмеяно, оплевано и изгнано из жизни. На их место водворилось безбожие, доходившее порою до лютого, неистового богоборчества, невоспитанность, хамство, наглый цинизм, безжалостность к людям вплоть до звериной жестокости, безпринципность, подхалимство, пресмыкательство пред выше-стоящими и власть имущими, безпросветный черствый эгоизм и материализм – жизнь человеческая и уважение к личности потеряли всякую цену.

Этими подлинно-сатанинскими качествами были, в большей или меньшей степени, отравлены души едва ли не большинства русских людей, а решительно не принимавшие их были просто физически уничтожаемы, обрекаемы на лютую смерть.

Только этим и можно объяснить все, что стряслось над нашей несчастной Родиной!

К великой скорби и стыду нашему, многие русские люди не исцелились от этой духовной заразы и до сих пор, несмотря на все ими пережитое в эти страшные годы...

Жаль бывает видеть и слышать этих несчастных русских людей, которые, часто весьма крикливо, объявляют себя «антибольшевиками», будто бы борющимися за спасение России, а практически, в жизни своей, ничем от разрушителей и осквернителей нашей Родины не отличающихся, даже если они иногда для приличия ходят в церковь!

Да! Если мы действительно, а не на словах только, хотим спасения России и возстановления Святой Руси, где все могли бы жить по-человечески и по-христиански, мы должны стать другими, лучшими, оттрясши от себя всю эту нечисть, столь неприличествующую и несвойственную сынам и дщерям Святой Руси, а особенно – всякий вид безбожного вольнодумства, хамство, цинизм, безпринципность, нравственную распущенность и нечистоплотность. Мы должны вернуться к нашим историческим возвышенным идеалам – идеалам Святой Руси, которыми жили наши благочестивые предки и которые воспитали нам целый величественный сонм «святых, в земле Российской просиявших»...

...Увы, братие! Хуже всего то, что нет у нас настоящего смирения, а зато у многих есть упрямая, непреклонная гордыня, не желающая склониться перед Промыслом Божиим – самое богомерзкое и богопротивное свойство, из-за которого сатана спал с неба и которое человека уподобляет сатане.

Итак, будем помнить, братие, что только та молитва сильна и действенна, которая исходит из чистого сердца, преисполненного твердой несокрушимой верой и искренним неподдельным смирением .

Не временные истерические вспышки, свидетельствующие лишь о неуравновешенной психике человека, не отчаянный вопль в минуту смертельной опасности, но трезвенная, спокойная и как камень несокрушимая вера; не горделивое притязание на услышание, не капризные требования, но смиренное сознание своего недостоинства – вот качества истинно-христианской молитвы...

Вот, с этой точки зрения жалким лепетом представляются все толки и наивные разсуждения о возможностях спасения России без нашего деятельного в том участия и, конечно, участия отнюдь не в виде какой-либо политической работы (Ох уж это политиканство, которое не приносит нам ничего, кроме ссор, дрязг, разделений и, зачастую, звериной слепой ненависти друг к другу!), а в виде работы над самими собой, над своим нравственным состоянием, над моральным очищением наших душ от всякой мерзости, гнусности и греховной нечистоты, над духовным просвещением наших братьев и сестер во Христе и, особенно, нашего молодого поколения, которое до нельзя заброшено, запущено или ведется по совсем ложному пути, чуждому истинного Православия – пути нездорового политиканства, экуменизма и примиренности с мiром сим, во зле лежащим, вплоть до больного компромисса с явно-греховной порочной жизнью, темные стороны которой, слишком бросающиеся в глаза, искусно вуалируются.

И вот потому-то столь отрадное для нас предсказание о спасении и возстановлении России может не исполниться по нашей же вине, если мы окажемся недостойными такой милости Божией, по нашим грехам и упорной нераскаянности в них.

Каяться надо и исправляться, а не разглагольствовать!

«Проговорили, протанцовали Россию», как кто-то остроумно выразился: не праздными, хотя бы и многовещательными разговорами, речами и танцами до утра можем мы ее возстановить!

Сколько пишут на эту столь дорогую нашим сердцам тему, но очень-очень редко удается встретить хоть одну здоровую мысль, близкую к истине, которая прямо указывает на сущность дела. Выискивают без конца всевозможные причины гибели России и предлагают самые разноообразные способы ея спасения и возстановления, а главное ускользает из внимания. А об этом главном неустанно говорил и проповедывал наш великий всероссийский праведник св. Иоанн Кронштадтский:

«Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мiра Бога-Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам русским великий спасительный талант православной веры... Возстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам безсмысленным? Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам и России!..»

И горько прорекал:

«Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония».

Что же нам было нужно?

«Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».

Увы! Глухи остались русские люди к призывам своего великого праведника: вот, и докатились до страшного кровавого безбожия, конца-края которому все еще не видно!

Странно только, что и в эмиграции нашей все еще так много людей, которые, несмотря на все пережитое, до сих пор держатся совершенно нелепых взглядов, настроений и убеждений, приведших Россию к гибели. Не хотят они понять самого главного: за что русский народ понес такую страшную кару Божию, продолжают и за границей свою легкомысленную жизнь, думая только об устройстве своего материального благополучия, об удовольствиях, увеселениях и наслаждениях, интригуя, ради этого, друг против друга, злобясь и неистовствуя против брата своего, и в то же время совершенно безосновательно надеются, кто еще, в потоке своей порочной жизни, не совсем забыли Россию, что Россия может воскреснуть как-то автоматически, сама собой, без коренной перемены к лучшему в душах русских людей.

Для тех же, кто еще не утратил голоса совести и здравого смысла, остается и теперь в полной силе пламенное увещание нашего великого пастыря-пророка св. праведного Иоанна, ибо в нем-то и заключается главное условие спасения России:

«Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом, и Он примирится с нами!» .

Без исполнения этого главного условия нечего думать и говорить о спасении России, конец всему тогда близок – «при дверех» (Матф. 24, 33), как предупреждал нас Сам Господь Иисус Христос.

Пора понять это всем, наблюдая все ныне происходящее...

Нечего самоуверенно с надутым апломбом лжемудрствовать, вопреки ясному учению Слова Божия, Святых Отцев и угодников Божиих, которым столь многое было открыто из уже происшедшего на наших глазах.

«Горе тем, которые мудры в своих глазах», говорил Господь чрез св. пророка: «и разумны пред самими собою» (Ис. 5, 21).

«Горе тем, которые зло называют добром, а добро – злом, тьму почитают светом, а свет тьмою, горько почитают сладким, и сладкое – горьким!» (Ис. 5, 20).

Крайнее время уже наступило. Вместо праздного разглагольствования, последуем лучше призыву нашего великого всероссийского пастыря!

Вот и предстает перед нами решительная задача – тщательно проверить себя, к какому лагерю, или разряду людей мы принадлежим: к «погибающим» или к «спасаемым»? При этом необходимо также твердо помнить, что «человек двоедушен (с двоящимися мыслями),неустроен во всех путех своих» (не тверд во всех путях своих – ненадежен) (Иак. 1, 8) и что «никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять (озирающийся назад), управлен есть в Царствии Божии (благонадежен для Царства Божия)» (Лук. 9, 62).

Нет! Никто не может служить двум господам (Матф. 6, 24), как это пытаются делать в наше время многие, увы, не исключая и некоторых лиц духовного звания!

Где и когда в христианских странах допускался такой безстыдный, почти открытый разврат, такая почти полная обнаженность всего, что связано с плотким грехом, и распущенность нравов?

Где и когда в прошлом государственные власти легализовали массовое убийство еще не родившихся детей, единственно по прихоти их развращенных родителей, не желающих нормально, по закону естества, рождать, выращивать и воспитывать зачатых ими детей и нести таким образом всю законную ответственность за их зачатие?..

И это все – «прогресс» хваленого 20-го века!

Но самое ужасное то, что это моральное разложение вошло уже и в религиозную жизнь людей...

Действительно ужасно для нас и самое страшное для всех истинно-верующих это то, что враги вошли уже внутрь самой нашей Православной Церкви и пытаются, притом невполне без успеха, взорвать ее извнутри. Конечно, мы верим, что, по обетованию Самого Христа-Спасителя: «Врата адовы не одолеют ея» (Матф. 16, 18), и она пребудет до скончания века (Матф. 28, 20), но для скольких слабых душ угрожает смертельная опасность потерять веру и погибнуть навеки! Недаром же Христос-Спаситель назвал Своих истинных последователей «малым стадом» (Лук. 12, 32), сказав притом, что когда Он снова придет на землю, едва ли «обрящет веру на земли»? (Лук. 18, 8).

...На смену «живцам» и «обновленцам» явилось «сергианство», не столь явно порывавшее в начале с истинным Православием, но сразу же открыто поставившее себя в услужение богоборческой власти. Постепенно же и оно (да и не могло быть иначе при таком тесном сближении с богоборцами!) оформилось как отступление от Православия чрез слияние своей идеологии с идеологией мiра сего, во зле лежащего, и признание за атеизмом права на существование.

Об этом красноречиво свидетельствуют публичные заявления и высказывания его «верховодов» и самый факт вступления их в «Мiровой Совет Церквей».

...А этих все более и более умножающихся, поистине жутких, «знамений времени» накопилось уже столько, что даже недавно еще осуждавшие нас за то, что мы слишком много пишем об Антихристе, начинают прозревать и признавать, что мы были правы, начав бить тревогу, когда большинство пребывало в каком-то безразличном прекраснодушии, словно не замечая, куда современный мiр идет.

Разве было когда-нибудь в прошлом такое время, к которому так подходила бы данная Св. Апостолом Павлом характеристика «последних дней»?

«В последние дни» – обращаем внимание на то, что Св. Апостол подчеркивает это как отличительную черту именно «последних дней», – «наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 1-5).

Особенно гордость и самолюбие господствует сейчас в мiре, как никогда прежде, а это ведь и есть, по учению отцев-подвижников, корень и начало всех прочих страстей, всего того, что перечисляет св. Апостол ниже.

Все вышеперечисленные явления и черты были типичны для нашей русской жизни перед революцией, почему они и привели к торжеству большевизма, окончательно разнуздавшего все эти страсти, залившего кровью всю русскую землю и причинившего неописуемые, неслыханные страдания всему русскому народу.

К великому для нас несчастью, многие из этих пагубных черт, несмотря на перечисленные нами страдания и лишения, не изжиты и до настоящего времени, как у нас на родине, так и в среде нашей эмиграции. В этом – главная причина всех наших внутренних нестроений и разделений, всех распрей, ссор и взаимной вражды, вместо естественного, казалось бы, для нас братского согласия, единодушия и христианской любви и взаимопомощи. Гордость и самолюбие заедают! Всем хочется властвовать, но никто не хочет смиренно слушаться и подчиняться.

А вот и еще весьма характерная черта нашего времени!

...Можно не обинуясь сказать, что сейчас благоденствуют в мiре только «злые люди» и «обманщики», захватившие в свои руки все – вплоть до государственной власти и распоряжающиеся поэтому, по своему личному эгоистическому усмотрению, всеми благами земли. Честные люди страдают, а мошенники и проходицы благоденствуют.

Но особенно характерно для нашего времени «действо льсти», о котором пишет Св. Апостол Павел в своем Втором Послании к Солунянам, когда «люди будут верить лжи» (2 Сол. 2, 11). Истина и ложь в наше время так смешались, так переплетены друг с другом, что даже самому разумному и честному человеку иной раз бывает трудно, почти невозможно разобрать, где же истина, а где ложь. Ложь так цинично и нагло выдает себя за истину, что многие поддаются этому обольщению, отходя от истины и следуя за ложью, порою самой губительной. И разоблачить эту ложь, искусно пользующуюся для своего утверждения всеми средствами мiра сего, находящимися в ея полном распоряжении, вплоть до огромных денежных средств и государственной власти, бывает весьма нелегко.

И это особенно потому, что, как предупреждал Апостол и что мы уже видим исполняющимся, «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3-4).

Сколько развелось сейчас всяких самозванных учителей, действительно «льстящих слуху», сколько всевозможных сект, политических партий самых разнообразных толков и направлений! Можно буквально голову потерять тем, у кого нет твердых принципиальных устоев в истинно-христианском мiровоззрении, кто готов «влаятися и скитатися всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения», по выражению Апостола (Ефес. 4, 14)! Как легко заблудиться в дебрях всех этих всевозможных хитросплетений лжи и сбиться совершенно с правого пути истинно-христианской жизни!

А все эти сеятели лжи – сознательные или безсознательные слуги грядущего Антихриста, которые за деньги или просто по глупости усердно служат ему, подготовляя его временное торжество на земле, уже теперь, на наших глазах, становящейся его вотчиной.

Они-то больше всего и нападают на нас всеми доступными им способами, злобствуя на то, что мы разоблачаем их и их господина, которому они так верно служат, и предостерегаем всех истинно-верующих от их козней».

(Архиепископ Аверкий «Современность в свете слова Божия. Слова и речи», т. 3, Джорданвилль, 1975 г.).

Блаженнейший Митрополит Виталий, четвертый Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей:

«Без Православной веры жители России превращаются в русскоязычный народ, а русский человек в русского язычника. Да поможет нам Господь избежать эту жалкую участь» («Послание к русским православным людям» от 2/15 июля 1999, «Православная Русь», №15 от 1/14 августа 1999).

«Заканчивая свое письмо, еще могу сказать, что Господь попускает Своей Церкви быть искушенной той или иной ересью, неправдой для Ея очищения. Нас в данный век не искушают ни католики, ни протестанты, никакая другая секта, а только М. П., и правильное или неправильное отношение к ней есть экзамен, данный нам Господом, как мы стоим перед Истиной, Самим Христом. Нас искушает Московская Патриархия, и никто, и ничто другое.

Три мои предшественника, благословенной памяти Митрополиты, нам точно и ясно указали правильный путь. Я только стараюсь держаться их указаниям и продолжать идти их безкомпромиссным, правильным путем.

Помоги нам всем Господь в этом искушении. Ваш искренний доброжелатель

+ Митрополит Виталий».


«Мы не склонны разделять мнение некоторых наших собратий о якобы «духовном возрождении», происходящем в России. Согласно поступающим нам сведениям, в России происходит не «духовный подъём», но лишь «золочение куполов» в храмах, в которые, по слову св. Преподобного Амвросия Оптинского, будет ходить нельзя. В связи с этим мы поддерживаем, молимся и стремимся духовно укрепить те наши малые общины, которые, несмотря на бессовестные постсоветские законы, держатся в лоне нашей Церкви, невзирая на все тяготы нынешнего бытия» (Из Окружного Послания Высокпреосв. Митрополита Виталия от 9/22 июня 2001 г.).

Свщмч. Григорий (Лебедев) еп. Шлиссельбургский. Слово на Вознесение Господне
Спас на Крови
rocor_spb
Возлюбленные братия! В Вознесении Господа, как и во всяком событии земной жизни, можно видеть две стороны.
Одна сторона – вероучительная, догматическая, через нее верующему человеку открывается Христово дело искупления человека. Вознесение – это завершение дела искупления, восход Христа с обновленной человеческой плотью на небо, в царство вечной славы. Дело искупления завершилось и обетованием послать верующим Святого Духа – как Силы, изливающей дары и искупления.
Есть и другая сторона – нравственная. В этом событии приоткрывается образ нашего воскресения, нашего подъема от земли на Небо к Небесному Богу и Отцу.
Сегодня мы с вами и коснемся именно этой нравственной стороны праздника Вознесения.

http://rocor-kiev.org/library/2011-08-15-07-46-49/435-svschmch-grigorij-lebedev-ep-shlisselburgskij-slovo-na-voznesenie-gospodne.html

Слова Новомученника.
Спас на Крови
rocor_spb
Оригинал взят у deaconkirill в Слова Новомученника.
19 апреля/2 мая день памяти Священноисповедника Виктора (Осторовидова). В своем последнем послании 1934 г. епископ Виктор так выражал свое мнение о церковной политике митрополита Сергия:

Являясь во всей своей деятельности еретиком антицерковником, как превращающий Святую Православную Церковь из дома благодатного спасения верующих в безблагодатную плотскую организацию, лишенную духу жизни, митр. Сергий в то же время через свое сознательное отречение от истины и в своей безумной измене Христу является открытым отступником от Бога Истины. И он без внешнего формального суда Церкви (которого невозможно над ним произвести) "есть самоосужден" (Тит. 3, 10-11)

Делу Ленина-Сергия верны!
Спас на Крови
rocor_spb
По материалам "Портал-Кредо".


По Где то на просторах Российской Федерации





Священник РПЦ МП с амвона поет песню коммуниста из фильма "Как закалялась сталь". Прихожане пытаются подпевать


Проповедь Епископа Виктора на память святых жен-мироносиц
Спас на Крови
rocor_spb
(без названия)

Поздравляю вас, возлюбленные братья и сестры с праздником Воскресения!

В это воскресение церковь особенно чтит память cвятых жен-мироносиц, праведнаго Иосифа благообразного, и Никодима, бывших тайными учениками Господа нашего Иисуса Христа.

Святые жены-мироносицы не просто так вспоминаются, они много потрудились, они не были призваны как апостолы, Господь не призывал их, но призвал их через сердце и они, кто своим умением, кто трудом, кто какими-то заботами, все послужили Господу нашему Иисусу Христу. И из Евангелия мы знаем, в то время, как многие разбежались, и ученики, но жены-мироносицы, стояли при кресте и лицезрели смерть Господа нашего и ничего не боялись, потому что в сердце их была любовь, которая превозмогает все.

Жены-мироносицы также есть и в наши дни, многие стали их последователями. В годы гонений особенно мы знаем, наши бабушки, матери, часто очень вставали на пути у разорителей храмов, вставали на пути всяческой неправды, даже в народе появилась такая поговорка, что белые платочки могут даже белые клобуки заткнуть за пояс. Потому что, действительно, ВЕРА была так сильна у многих наших матерей и бабушек, что они ничего не боялись, так же, как и жены-мироносицы, смело вставали за правду.

Всем нам надо об этом помнить, учиться этому примеру. У жен-мироносиц, у праведного Иосифа Аримафейского, который был тоже учеником, тайным, но не убоялся, испросил у Пилата тело Господне, помазал его, погреб и, не смотря на все предстоящие ему гонения, совершил это дело. Также и ученик Никодим, который был также тайный ученик, он был князем, иудеи особенно преследовали всех учеников, всех отлучали, даже не смотря на то, что это князь, но все они не убоялись и все пылали таковой любовью, которая помогала им преодолеть любой страх.

Молитвами святых жен-мироносиц, святого праведного Иосифа Аримафейского, и Никодима, Боже наш, помилуй нас грешных. Аминь.

+ Епископ Виктор
13/26 апреля 2015 года
п. Пери, Петроград

Пасха Христова в Петрограде
Спас на Крови
rocor_spb

Вот и дождались мы Праздника Святой Пасхи! Позади остались дни Великого Поста, в которые каждый православный верующий человек бодрствовал, усиленнее молился, старался очистить свою душу от всего неугодного Богу, и, с Его помощью, измениться к лучшему. И для каждого свидетелем его трудов была его совесть.
В храме Святых Царственных мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Российских в поселке Пери под Петербургом состоялось Пасхальное Богослужение. Предваряли его службы Страстной седмицы. К сожалению, мало кто из прихожан побывал на этих глубоко-трогательных и потрясающих душу Богослужениях. А ведь эти Богослужения говорят о самом главном: о той жертве, которую за каждого из нас принес Спаситель Христос, о Его страданиях за всех людей. Замечательные слова на эту тему сказал греческий святитель конца 17-го и начала 18 века Илия Минятий: «Как же мы должны страдать и сокрушаться, зная, что никто другой, а мы – причина Его страданий?!».
В Великий четверг вечером читались 12 Страстных Евангелий. Страстная пятница – это день Голгофской жертвы. Великая суббота – сошествие Господа Иисуса Христа во ад душою и освобождение из него всех праведников, веровавших в Него. И, наконец, Пасха – Его славное Воскресение! Невозможно понять и прочувствовать день светлого Христова Воскресения, не побывав на всех этих Богослужениях.
В храме на Пасхальной службе хор пел стройно и слаженно. После службы владыка Виктор, епископ Санкт – Петербургский, поздравил прихожан и сказал слово. Основные мысли его проповеди были таковы:
«Никакой философ, никто из людей какими-либо своими добрыми делами не смог совершить дело спасения людей от греха и вечной смерти. Это под силу было только одному Богу – Иисусу Христу. Вокруг нас, в окружающем нас мире, – тьма, и она становится всё гуще. По словам ново-священномученика Российского епископа Дамаскина, ожидать возрождения внешнего церковного благолепия не следует.[i] Мы особое внимание должны обратить на свой внутренний храм – свою душу. Нам отпущен небольшой жизненный срок, и за эту краткую земную жизнь нужно стяжать в себе христианские добродетели, и особенно – добродетель любви. Ибо она, как сказано в Священном Писании, выше всего: «Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1-е Послание апостола Павла к Коринфянам, гл.13, ст.8). Будем стараться о приобретении любви, и тогда мы неосужденно предстанем перед воскресшим Господом нашим Иисусом Христом в Его Небесном Царствии».


К словам владыки Виктора я позволил бы себе прибавить, что сказано Христом в Святом Евангелии. Говоря о последнем времени перед Своим вторым пришествием на землю, Христос сказал: «…и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца спасётся» (Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 12-13). И еще: «Так кто же может спастись?», - спросили ученики Его. Христос ответил: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст.25-26). Из этих слов становится ясно, что терпение и истинную любовь можно почерпнуть только, живя в Церкви, из кладезя Её таинств, наполненных Святым Духом, следуя при этом Её спасительному учению и примерам жизни Её святых и праведных людей. Так поступая, христианин может спасти свою душу, и даже – окружающих его людей.[ii] И не только. Так живя, возможно мы, или наши дети и внуки, услышат на Воскресшей от духовной смерти нашей Родине: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!».  Богу нашему слава!

Чтец Олег





[i] "Возможно, владыка Виктор имеет ввиду слова, приведенные протопресвитером М. Польским в книге "Новые мученики Российские": "...в Стародубе он (епископ Дамаскин) приучает своих друзей и последователей к мысли, что христианство на Руси вынуждено будет уйти в подполье. Влиять на широкие слои народа потеряна всякая возможность". См. т. 1, стр.161.
[ii]   "Вспомним слова преподобного отца Серафима Саровского:"Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи".

Пасхальное Послание Архиепископа Владимира
Спас на Крови
rocor_spb
Возлюбленные о Христе священнослужители, братия и сестры, все верные пастыри и пасомые нашей Русской Православной Церкви Заграницей!

Поздравляю вас с Великим Праздником Пасхи – Светлого Христова Воскресения!

В последнюю Великую Страстную седмицу Великого Поста, накануне самого Праздника Пасхи, Св. Церковь установила особые Богослужения, во время которых воспоминаются последние дни земной жизни Спасителя, Его страстей, т.е. страданий, предательство Иуды, крестной смерти и погребения. Когда мы покланяемся Св. Плащанице и лобызаем «язвы гвоздинныя» на Пречистых руках и Пречистых ногах Господа нашего Иисуса Христа, то, по призыву Св. Церкви, осознаем, что своими грехами мы также участвуем в распятии и пролитии Крови нашего Спасителя.

В Великую Субботу Св. Церковь воспоминает погребение Спасителя, пребывание Его телом во гробе, сошествие душею во ад, введение благоразумного разбойника в рай, пребывание на престоле со Отцем и Духом и вместе с тем предуказывает наступление великого события Воскресения Христова. Всё Богослужение Великой Субботы представляет собой чудное сочетание самых противоположных чувствований: скорби и отрады, горя и радости, слёз и светлого ликования. Как говорится с Синаксаре Великой Субботы: «все дни превосходит святая и великая Четыредесятница, но больше Св. Четыредесятницы святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия великая и святая Суббота, потому что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя, а особенно сегодня».

Но и в самом праздновании Светоносного дня Св. Пасхи постоянно содержится воспоминание страданий, которые претерпел за нас Господь: «Плотию уснув, яко мертв Царю и Господи» (Екзапостиларий); «поем Твою Христе спасительную страсть», «крест претерпевый, и смерть упразднивый», «ада пленивый», «пострадал еси яко человек, и волею претерпел еси крест» (На хвалитех стихиры воскресны). Всякая душа христианская сопереживает страстям Христовым, но и вдохновляется Его воскресением: «вчера спогребохся Тебе Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе» (тропарь 3-й песни Канона). Чтобы и нам воскреснуть новым человеком, особенно в этот Светлый и торжественный день Преславного Воскресения Христова – Св. Пасхи, каждый христианин должен стараться подавить в себе старые греховные привычки и удалить из своего сердца худые наклонности, как к этому и призывает Св. Апостол Павел: «Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7). Эту закваску возможно очистить только таинствами Церкви, которых нет у еретиков и раскольников.

Многие устремляются испытать это чувство праздника и участвовать в его обряде, несмотря ни на что, не особо соблюдая Великий Пост и не обращая внимания с кем пребывают в молитвенном и евхаристическом общении, таким образом, даже не зная или забывая о самом духовном смысле Великого Праздника. Ибо его истинное празднование возможно стяжать только через узкий путь, через скорби, через страдания в этой земной жизни, безропотное несение своего креста, согласно Новому Завету, и сохранение Православного исповедания в непорочности.

Путь нашего спасения установлен Самим Господом как путь узкий, тесный и прискорбный (Матф. 7, 13-14), – и освящен Его учением и Его всесвятым примером. Господь предвозвестил Своим ученикам и последователям, что в этом земном мiре они будут скорбны (Иоан. 16, 33), что мiр будет ненавидеть их (Иоан. 15, 18-19), что он будет гнать их, уничижать и предавать смерти (Иоан. 16, 2-3). Положение всех Своих верных последователей среди порочного, отступнического мiра Господь уподобил положению овец посреди волков (Матф. 10, 16). Об этом же свидетельствует, например, Свят. Игнатий Брянчанинов, говоря, что «скорбное положение во время земной жизни есть установление Самого Господа для истинных рабов и слуг Господа».

Посему победу Христа над смертью не способны православно праздновать идущие широким апостасийным путем и отпавшие от Церкви, как бы торжественна ни была театрализация их ритуала. Христос воскресе, но отпавшие от Церкви не могут воспользоваться этим, пока не обретут единства с Церковью Христовой.

Страданием и скорбью для каждого искренне верующего является также наблюдение всеобщего духовного падения и церковного отступления как современного мiра, так и своих бывших собратий, увлекающихся духом мiра сего. Но и через это скорбное нынешнее положение Господь не оставляет Своих верных и подает особую радость, утешение и духовное укрепление через празднование Своего Воскресения и приобщение Его Св. Тела и Св. Крови.

Просветиться торжеством Св. Пасхи возможно прежде всего чрез участие в таинстве Причащения, которое подается в истинной Церкви, но невозможно просветиться только от внешности ритуала, только от хлеба и вина, предлагаемаго в каком-либо фальшивом культе раскола, экуменизма и сергианства.

Св. Церковь призывает нас даже ненавидящим нас простить вся Воскресением, посему постараемся всеми силами последовать этому святому призыву, хотя лучше нам совсем не испытывать чего-либо такого, что было бы необходимо кому-либо прощать или самому просить прощения из-за нанесенных кому-либо обид, и тогда нам на земле лучше получится чистым сердцем Христа славити.

Современное стесненное состояние истинной Церкви подобно пребыванию верных во гробе, но и в нем Царя Христа узревших из гроба, яко Жениха происходяща. Кто может быть благочестив и боголюбив, если такой принимает Пасху как торжество пышной советской организации, созданной для борьбы с Церковью. Празднование Пасхи возможно только содержа Новый Завет со Спасителем, а не согласие с еретическими ритуалами мiра сего, изображаемыми под современными позолоченными куполами. Во Святом Причастии Спаситель дарует Свое Тело и Свою Кровь Новаго Завета только живущим согласно этому Завету, а не согласно каким-то социальным программам новоявленных культов, пытающихся присвоить себе с помощью светской власти наследие Церкви.

Св. Апостолы уклонялись даже от социальнаго служения в Церкви, чтобы не оставить служение Слову: «Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: «не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6, 2). Апостольский пример тем более показывает нам о порочности увлечения стихиями мiра сего, во зле лежащего, в ущерб Церковному миру и единству о Воскресшем Христе. Св. Апостол Павел ясно советует остерегаться производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому мы научились, и уклоняться от них (Рим. 16, 17).

Церковь истинная приведена сейчас по воле Господа в состояние времен апостольских, когда христианские величественные храмы еще не строились, и богослужения происходили в домах. Это вызывает непринятие у колеблющихся в вере, которые соблазняются на обожествление внешности обряда различных экуменических сообществ. Так былое богослужебное великолепие единой Церкви используется теперь как духовная ловушка для ищущих развлечения и эстетического, а не духовного, наслаждения с благими намерениями. Еретическая фальсификация православной обрядности и почитание обрядов по букве становится предтечей становления будущей обрядности царства антихриста.

Христос воскрес в неприглядной погребальной пещере, так и в наше время, в любом месте, где верные Ему постом и молитвой духовно сопереживали в Его страданиях, возможно сопереживать Ему и в Его радости о даровании спасения человечеству. Современные неприглядные места для собраний верных, с помощью Божией, да помогут нам пройти мимо этих грядущих соблазнов различных культов мiра сего, которые готовят человечество к принятию антихриста.

И пусть бушуют страсти современного мiра, пусть враг рода человеческого старается омрачить нашу духовную и Церковную жизнь различными искушениями, но да не смущается сердце наше на нашем желаемом всем сердцем пути ко спасению, и пусть милость Господня охранит нас, чтобы ничто не могло омрачить нас в сей радостный и торжественный день Светлого Христова Воскресения. Аминь.

Воистину Воскресе Христос!

+Архiепископъ Владимiръ,

Пасха Христова, 2015 г.